Методика «Кактус»: для младших школьников

Здоровье ребёнка

Методика «Кактус» — очень простой тест для детей возрастной категории от 5 до 6 лет. Ребенку предоставляют лист бумаги и без лишних слов предлагают изобразить на нем кактус. Посмотрев на рисунок, родитель или педагог уже может определить эмоциональное состояние и уровень агрессивности малыша. Безусловно, чтобы проводить подобные исследования, нужно иметь соответствующее образование. Но часто родители хотят протестировать ребенка самостоятельно в домашних условиях. Мы расскажем более подробно о методике «Кактус» и о интерпретации рисунков младших школьников.

Содержание

1. Цель и характерные особенности графической методики
2. Проведение исследования «Кактус» в младшей школе
3. Интерпретация рисунков младших школьников
4. Мнение педагогов по поводу методики

Содержание

Цель и характерные особенности графической методики

Рисунок часто помогает понять настоящее состояние человека и выделить его особенные черты. Люди во время творческой работы изображают на холсте различные образы, в которых находится вся нужная информация о восприятии мира, внутреннем состоянии.

Графическая методика помогает установить:

  • насколько психологически комфортно ребенку;
  • его характер;
  • самооценку;
  • восприятие ним окружающих людей.

В методике собраны все положительные черты подобных тестов. Первый и, пожалуй, самый важный фактор — это экономичность. Не нужно никаких особых затрат, лишь графические материалы и пространство для рисования. Легкость проведения – второе достоинство методики. Достаточно дать крохе листик и карандаши.

Но стоит подметить, маленький испытуемый может быть под впечатлением от какого-либо события, что повлияет на результат теста. Поэтому рекомендуется проводить исследования 2-3 раза в различными интервалами. Полный психологический портрет будет возможно составить лишь тогда, когда будут пройдены все остальные классические тесты.

Методика «Кактус».jpgТакими классическими методиками, которые дают более точный анализ эмоционального состояния и всех остальных характеристик являются:

  1. «Дом. Дерево. Человек» — отлично подойдет для диагностирования самооценки, затруднений в общении, неуверенности в себе. Также этот тест покажет: чувствует ли себя ребенок защищенным и насколько он агрессивен.
  2. «Изобрази свою семью» — тут рисунок, как и в других тестах, говорит сам за себя. Буквально все детали что-то говорят о его отношении к тому или иному члену семьи. Используемые цвета, расстояние между нарисованными людьми, их количество покажут: кто малышу больше всего нравится, кого он недолюбливает и всю остальную специфику взаимоотношений в семье.
  3. «Несуществующее животное» — ребенок неосознанно изображает в непонятном существе самого себя. Поэтому его окраска и форма раскроют родителю, педагогу или же психологу все, что таится в маленькой головке художника.

Проведение исследования «Кактус» в младшей школе

Для тестирования в школе используют листы формата А4 и простые карандаши. Если же нужен более глубокий анализ, то применяют цветные карандаши, в этом случае нужно иметь понимание о методике восьми цветов Люшера.

Инструкция к выполнению крайне проста для понимания и детей, и взрослых. Требуется просто представить у себя в голове кактус, а затем перенести его на холст. Следует также ознакомиться с условиями правильного проведения тестирования, но они тоже не такие уж и сложные.

  • Ребенок должен находиться в естественной обстановке, ничего не должно его напрягать.
  • Если малыш не понял, что от него требуется, объясните ему еще раз без лишних советов и подсказок.
  • При излишнем волнении стоит аккуратно упомянуть, что данная работа не оценивается, но ее стоит рисовать более старательно.
  • Стереотипные шаблоны кактусов желательно попросить нарисовать еще раз.
  • Не нависать над тестируемым учеником, не расспрашивать ни о чем во время рабочего процесса, не навязывать свои идеи.

Для уточнения результатов исследования у ребенка могут понадобится дополнительные способ получения информации. Родитель или психолог могут попросить школьника дорисовать отдельные элементы кактуса. Для этого могут понадобятся дополнительные вопросы такие как:

  • Как будет изменяться кактус со временем (то есть размер и количество иголок, форма, цвет)?
  • Где находится данный цветок: в домашних условиях или на природе?
  • Его окружает много растений или же он одинок?
  • При соприкосновении сильно ли колется кактус?
  • Ему нравится, когда за ним ухаживают?

Ориентируясь на наводящие вопросы, дети рисуют кактусы, по которым потом можно определить степень агрессивности ребенка и его эмоциональное состояние.

Интерпретация рисунков младших школьников

Существует много разновидностей кактусов: огромных размеров и совсем маленькие, с острыми колючками и небольшим пушком вместо них; пояснение рисунка основывается именно на этих факторах. Важно определить является ли изображение доказательством какой-либо травмы на подсознательном уровне или приятным воспоминанием. Найти тонкую грань может лишь хорошо разбирающийся в этой области человек.Интерпретация рисунков младших школьников.jpg

Ниже будут представлены небольшие подсказки к толкованию работ.

  1. Враждебность или же агрессивность проявляется в ярко выраженных иголках (малыш сильно давил на карандаш), а также их длине. Направление колючек зависит от того, к кому школьник испытывает эту враждебность. По направлению вверх – к взрослым, в стороны – к своим одногодкам, вниз – к детям младшего возраста. Еще так может выражаться защита себя и своей личности от чужого влияния, давления.
  2. Резкие, короткие штрихи, сделанные с достаточно сильным нажимом, указывают на импульсивность.
  3. Самолюбие — цветок расположен по центру листа, большой по габаритам.
  4. Кропотливая работа с разнообразными детализированными отростками, необычная форма кактуса — это открытость.
  5. Отростки, находящиеся внутри изображения, различные зигзаги символизируют закрытость. В таких случаях ребенок знает намного больше, чем говорит.
  6. Растения, выражающие положительные эмоции, нарисованные яркими цветами, свидетельствуют о таком же положительном настрое автора сего творения. Вывод: улыбающиеся, разноцветные, смеющиеся кактусы — оптимистичность.
  7. Преобладают темные цвета, линии прерывистые и неуверенные, слабо прорисованные – тревожность, настроение малыша может быть ниже среднего.
  8. Покладистость – линии в этом случае плавные, аккуратные, не толстые, присутствуют элементы декора в окружающей среде, бутоны на самом кактусе. Это еще говорит о творческой натуре маленького художника.
  9. Общительность — кактус на холсте изображен не один, а его окружают много других растений.
  10. Цветок на рисунке находится в домашней атмосфере (на подоконнике, в горшке, могут быть видны шторы, окно и другие предметы быта), это говорит о том, что тестируемый ребенок жаждет больше тепла и защиты со стороны родителей.
  11. Если на фоне других растений выделяется один единственный кактус где-то в сторонке, малыш не нуждается в покровительстве семьи.
  12. Изображение небольших размеров может указывать на заниженную самооценку или наоборот, слишком большое изображение — о завышенном чувстве собственного достоинства.
  13. Средний по величине кактус, расположенный примерно на 2/3 листа – самооценка на нормальном уровне, школьник доволен собой.

Немного подробнее о самооценке и уровню общительности. Все это зависит от расположения растения на «холсте». Как можно догадаться, чем выше рисунок, тем выше чувство собственного достоинства. Точно так же, если объект находится низко, то и чувство собственного достоинства ниже. Кактус может быть нарисован еще по правую и левую стороны листа. Интроверты обычно находят нужным изобразить свое растение левее, экстраверты же – правее.

На случай более подробной трактовки результата также понадобятся значения цветов по интерпретации Люшера.

  • pеленый обозначает уверенность в себе;
  • желтый – это страх перед обществом, кроха боится быть отвергнутым;
  • синий – спокойствие, душевный комфорт;
  • красный – огромный поток энергии, эмоциональность, желание преодолевать все, как пламя;
  • серый – нейтральный цвет, сигнализирующий о таком же нейтральном отношении ребенка к чему-либо;
  • белый в редких случаях говорит о проблемах со зрением и неспособности уловить сюжет;
  • черный – противоречие, избалованность, закрытость;
  • фиолетовый – волшебство, мечтательность.

Дабы закрепить материал, ниже предлагается рассмотреть пример интерпретации.

Интерпретация рисунков младших школьников.jpgВ глаза сразу бросаются яркие цвета, значит ребенок достаточно позитивный и оптимистично настроен. Следующая вещь, которая привлекает внимание, это количество иголок – их очень много.

Можно сделать вывод, что автор данного рисунка агрессивен по отношению к остальным. Большой горшок указывает на недостаток семейной общности. Мягкие формы, плавные линии, элемент декора в виде распустившегося цветочка, безусловно, говорят о женственности, творческой натуре. Выпуклости — это открытость и искренность человека, изобразившего кактус.

Мнение педагогов по поводу методики

Совсем неплохие отзывы оставляют как специалисты, так и учителя. Этот тест расценивают как один из самых выдающихся среди остальных графических методов, которые также были перечислены вначале статьи. Многих вводит в заблуждение наличие колючек в общем, но как утверждают разбирающиеся люди, кактус не должен быть совсем лысым. Если иголок немного – это хорошо, ведь они представляют собой некую защиту. Абсолютно гладкие растения указывают на то, что ребенок чрезвычайно наивен, ничему хорошему это не сулит.

Оцените статью
Добавить комментарий